Наталья Процюк более 4 лет возглавляет неправительственную организацию «Право на жизнь», которая занимается детьми с особыми потребностями.
— Как появилась идея открытия НПО?
— Мы начинали работу с незрячими и слабовидящими людьми. В 2002 году в Бельцах была такая неправительственная организация «Аураш». Мы искали тренеров, которые готовили их к чемпионатам и вывозили на соревнования по плаванию, лёгкой атлетике, футболу и др. в Тирасполь, Сороки, Бендеры, Кишинёв, были даже в Италии. Организовывали мы спортивные мероприятия и в Бельцах.
В 2007 году, когда мы распределяли гуманитарную помощь, нам сказали, что есть дети с ограниченными возможностями, семьи которых очень в ней нуждаются. Мы стали посещать такие семьи и решили, что именно этим детям будем уделять особое внимание.
А через три года, в октябре 2010, мы зарегистрировали общественную организацию «Право на жизнь». Мы планировали действовать по всей республике, чтобы охватить большее количество нуждающихся детей. Искали и находили партнёров, даже на юге страны, и в результате стали завозить стульчики для ванны, ходунки разного вида, своши (детский бедренный отводящий ортез для лечения больного детским церебральным параличом), коляски и другие специальные приспособления, которые делали повседневную жизнь детей с ограниченными возможностями комфортнее.
— Назовите главные направления деятельности вашего НПО?
— Мы продолжаем бесплатно раздавать приспособления, которые улучшают качество жизни детей с особыми потребностями.
Второе направление — это обучение. К примеру, мы готовим к открытию компьютерный класс с озвученной программой для незрячих и со специальной большой мышкой для больных ДЦП, чтобы дети смогли освоить Интернет. Для незрячих детей, даунов, аутистов есть необходимые технические средства, которые позволят им стать активными пользователями компьютера.
Третье направление — материальная поддержка нуждающихся семей. На праздники, такие как Рождество, Пасха и др., мы распределяем продуктовые пакеты и средства бытовой химии. В зимний период нам удаётся найти спонсоров, которые помогают приобрести на три месяца дрова, уголь или брикеты для обогрева нескольких «тяжёлых» семей.
— Как за последние годы изменились предоставляемые вашей НПО услуги?
— В прошлом году мы впервые организовали летний лагерь «Солнечный лучик». Идея была в том, чтобы приобщить таких детей к туризму. Но от неё мы отказались: некоторым взрослым тяжело бывает взбираться на холмы или проходить через лесную чащу, а детям на колясках — и подавно. Поэтому в Бельцах открыли летний лагерь, где организовали активный отдых для 40 детей с сопровождающими.
В этом году мы постарались подготовить разнообразную программу: экскурсии в дендрологический парк и поместье Поммера в Цауль, посещение аквапарка, конного клуба, игры и конкурсы в лагере. От туристической идеи отказываться не хотели. Поэтому один из конкурсов будет связан с ориентированием: ребятам по картам нужно будет найти спрятанный «клад». Надеемся, им такое развлечение понравится.
Надо сказать, что к организации этого мероприятия подключилась и наша невестка из Норвегии Танита Томассен, которая выделила 20 тысяч леев на питание детей и на др. нужды.
— Что Вы цените больше всего в своём деле?
— Самое ценное — реакция детей. Ещё пару дней назад от проблем в организации лагеря и переживаний мне было очень плохо, даже «скорую» вызывали. Но все вопросы удалось решить, вчера стали приезжать дети с родителями и родственниками. Сегодня на открытии (3 августа) они были так счастливы, что все мои переживания стали ничем.
— В чём, по-Вашему, заключается ответственность лидера?
— Главное — хорошая организация и чтобы всё было сделано от сердца и на совесть, а не для галочки. Как говорится, взялся за гуж — не говори, что не дюж.
— Что Вы считаете своим главным достижением на посту руководителя «Права на жизнь»?
— Самое важное, что с нашей помощью дети получили приспособления, которые им подходят. Ведь бывает так, что нуждающимся дают коляску, не учитывая специфического состояния ребёнка, его потребностей, какие должны быть размеры. И вроде коляска есть, но такая ребёнку не подходит. И чем это облегчит жизнь? Мы же приходили, измеряли, выясняли потребности и искали подходящую для данного случая коляску. Когда они её получали, радовались и детки, и мамочки. Я понимала, что силы потрачены не впустую.
— В вашей организации активно принимают участие и муж, и сын, и невестка. Как вы распределяете обязанности между собой?
— Все на подхвате. Есть какие-то организационные вопросы, их решает тот, кто свободен. Нужно ходить «клянчить» — отправляется тот, у кого есть время.
— «Клянчить» — это к спонсорам, я правильно понимаю?
— Некрасивое слово. Но мне именно так и говорили: «Что ты ходишь и побираешься?» Я после таких встреч возвращалась домой и от обиды плакала. Прошло. Теперь спокойно к этому отношусь. Пусть называют наше обращение о помощи как угодно, главное — чтобы был результат.
— С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться?
— Отсутствие волонтёров, которые могли бы помогать нашим детям передвигаться, участвовали бы в организации мероприятий или посещали наших бенефициаров на дому, гуляли, общались с ними.
— Бытует мнение, что лучшие руководители — мужчины. Это так? И какими качествами должен обладать руководитель?
— Не имеет значения, кто руководит — мужчина или женщина. Главное, что должно быть, — это целеустремлённость, сила характера и желание что-то реально изменить.
Источник: esp.md